понедельник, 4 февраля 2013 г.

Педагогическое и многа букав

 И так, предположим, что у вас есть ребенок. Считая себя правильным родителем, вы хотите: "вложить в него как можно больше", "всесторонне его развивать", "дать ему те возможности, которых не было у вас" и т. п.  Подумав, вы выбираете как именно вы это сделаете и записываете его в: спорт. секцию, школу танцев, музыкалку, художку, языковой кружок или начинаете заниматься с ним сами.

А чем же вы руководствовались при выборе?
  • доступность (близко расположено, приемлемо по цене);
  • "у знакомых там дети все довольны";
  • кто-то родственников-знакомых там работает; 
  • "сами хотели, да вот, не сложилось, так пусть хоть дитю повезет...";
  • для девочки нет ничего лучше чем: танцы, рисование, игра на арфе, фигурные коньки;
  • для мальчика нет ничего лучше чем: хоккей, игра на гитаре, единоборства;
  • вы хотите развить в ребенке какие-то определенные качества; 
  • у вас дома стоит пианино, на балконе пылятся лыжи, на антресолях валяются булавы для худ. гиманстики - не пропадать же добру;
  • ребенок сам изъявил желание (осторожно, ведь свежо в памяти выпрашивание хомяка и клятва за ним убирать);
  • ваше чадо случайно: спело словно ваша любимая певица, нарисовало на обоях "Явление Христа народу", забило гол собственному папе. В общем, проявило талант и одаренность;
  • ваше чадо постоянно что-то поет, рисует, пинает и прочее;
Определившись, вы тащите ребенка некое заведение, где, о ужас-ужас, оказывается нужно пройти отбор. И тут выясняется что (оставим случаи, когда не берут туда, где нужны определенные физические данные):
  • слуха и голоса практически нет;
  • пластики, чувства ритма нет;
  • каляки-маляки и есть каляки-маляки;
  • и вообще, почему ребенок под столом?
Да, бывают детишки, умеющие выдать что-то эдакое, но их меньшинство, так что если ребенок старался и адекватно себя вел, то возьмут, ибо все развивается. Кроме того, ребенок не всегда понимает, что он такого должен сделать, и зачем нужно понравиться вот этой толстой доброй тете в очках, этой недовольной худой тете и тому строгому дяде.

Свершилось, зачислили-заплатили, купили: пачку, мольберт, гитару, коньки. Начались первые занятия. Первые уроки проходят хорошо, ассоциации со зверюшками, элементарные упражнения, а потом... Дитятко само ничего не делает, надо упрашивать и сидеть-бежать рядом. После отшлифованных слезами и нервами домашних заданий, дитятко умудряется показать весьма посредственный результат на уроке. В один прекрасный момент у родителей просто опускаются руки и они задают себе вопросы:
  • у нас нет способностей и надо завязать? 
  • может попробовать что-то еще?
  • ну почему Вова и Маша могут?
  • может сменить преподавателя?
Потом они начинают задавать вопросы ребенку:
  • ты что, глупый?
  • тебе что, не нравится? Так и скажи.
  • ну тогда тебе может что-то еще нравится?
Естественно ответы будут "нет", "не знаю, вроде все нравится", "ну может быть еще шахматы..." Все туманно и дипломатично, потому что ребенок пытается угадать "правильный" ответ, боясь недовольства, а еще он действительно не знает, чего хочет (мультики, игрушки и конфеты не в счет). После этого все думают и решают:
  • пойти по "западному пути":  не совершать насилия над личностью, ребенок оставляется в покое со всеми этими занятиями, авось что-то когда-то да проявится (есть вероятность, что проявится, но времени на учебу уже не будет или добиться успеха в этой сфере уже будет нельзя по возрасту);
  • пойти по "восточному" (китайскому) пути - чуть ли не силой оттачивать умения, не особо спрашивая мнения ребенка (есть риск, что всучив вам диплом, медальку и грамоты, дитятко торжественно сожжет предметы пыток и заречется когда-либо к ним подходить);
  • свернуть на другой путь - попробовать что-то еще, но гарантии что все не пойдет точно также после первых сложностей нет;
  • пойти по самому сложному пути - заинтересовать и найти понимающего, несколько фанатичного преподавателя со стальными нервами.
Как же определить, чего хочет ребенок, и как же сделать так, чтоб это было для него в радость?
Исходя из своего опыта, могу сказать, что и взрослые и дети редко знают, чего же они сами хотят-то. Безусловно, где-то важны определенные данные, важно, есть ли у ребенка склонность к этому занятию. Но в общем и целом способность одного другой может компенсировать усердием. Самое сложное - вызвать интерес. Почему он должен этим "загореться"? Почему вам этого так хочется:
  • потому что перспективно или престижно? 
  • в будущем принесет кучу денег? 
  • докажет всем, какой он умный? 
  • не зря же вы потратили уже деньги и время? 
  • это была ваша несбывшаяся мечта, которую вы сейчас осуществляете через него?
  • это ваша сбывшаяся мечта, а вы видите его продолжателем?
Для ребенка это не аргументы, тем более если ему нет и 10. Чего-то когда-то, что-то абстрактное,  зато вот прям сейчас он не может посмотреть любимый мультик или поиграть в игрушки. Так что же сработает? Превращение занятий в игру, проходящую в свободной атмосфере? И да и нет, если ребенок будет смотреть мультики на языке оригинала, то не факт, что он будет обращать внимание на слова и тем более грамматические конструкции. Рисование грозит вылиться в некий химический эксперимент, последствия которого придется убирать вам. А после занятий музыкой в режиме игры, струнные инструменты могут превратиться в ударные и наоборот. Без системы и дисциплины все превращается в хаос, процесс ради процесса это хорошо, но ведь результат-то должен быть. Так что же должно помочь? Можете кинуть в меня камнем или помидором, но это личность преподавателя, который знает, чего конкретно он хочет добиться от вашего дитятки и какими путями это сделает. Кому-то свобода, а кому-то жесткая дисциплина. Затем и ребенок начинает проникаться, ему хочется похвалы, хорошую оценку, принять участие в конкурсе, просыпается спортивный азарт. И вот оно, не через 10-15 лет в отдаленном будущем, а практически сейчас.

Так выходит, что изначально, как ни крути, за ребенка все равно решает кто-то другой? И хочешь заинтересовать - подбирай нужного учителя? В большинстве случаев да.  Зато что делать с полученными знаниями в дальнейшем будет он сам.

А вы кстати знаете, чего хотите? (много денег, квартира, машина и мир во всем мире не в счет). Вспомните, чем закончились ваши попытки заняться чем-нибудь "для саморазвития", "самореализации", "самообразования" и спросите себя: "Почему так получилось или не получилось?"

1 комментарий:

  1. The best one so far. В моей учебной жизни личность преподавателя всегда играла основную роль. Хотя бывает и такое, что какой-то предмет интересен настолько, что личности уже по барабану. Но это уже после 10 лет, и не у каждого "ребенка" так.

    ОтветитьУдалить